начнем с того, что я не HR и не психолог. но по долгу службы, как лидер маленького, но гордого департамента маркетинга, мне приходится собеседовать людей, претендующих на позиции под моим началом: копирайтеров, дизайнеров, СММщиков, контент менеджеров, диджитал маркетологов и потенциальных гроус хакеров (это вообще фантастика, и я обязуюсь в тот же день записаться в спортзал, как только хоть одного увижу живьем).
так как я не HR, в мою задачу не входит оценивать, как долго задержится человек в компании, подходит ли он нам по своим ожиданиям и пр. мне важно только 2 вещи: соответствует ли он предъявляемым мной требованиям и может ли он работать со мной в команде.
на данный момент у нас открыты 2 вакансии: англоязычного копирайтера с СММ бэкграундом и гроус хакера или ну очень опытного диджитал маркетолога с багажом успешных кейсов. до сей поры никто нам не подошел, потому что все кандидаты пока делятся на 2 типа:
тип 1: я не знаю, чего хочу, но знаю, что все могу (на самом деле, нет)
читать дальшеяркий пример - девочка итальянка Д. с горящим взором. побеседовала сначала с ичайром нашим, пришел черед говорить со мной.
Я: Итак, на какую позицию вы претендуете?
Д: ну, на все
Я: у нас открыты позиции копирайтера, диджитал маркетолога или гроус хакера. на какую из них?
Д: я все могу.
ну ок. раз можешь все, начнем со сложного.
Я: хорошо. Тогда сразу к делу. Расскажите мне о ваших самых успешных онлайн кампаниях.
Д: мой опыт в маркентиге, как вы видите в резюме, начался...
Я: простите, но это не то, что мне интересно знать. вы претендуете на позицию диджитал маркетолога. расскажите мне, пожалуйста, какие онлайн кампании вы провели успешно, какие были поставлены цели и сроки, что было достигнуто в результате, каким образом вы оценивали результат.
Д: ну, у меня есть успешный опыт продвижения, людям нравится работать со мной, у меня есть связи со СМИ для экспатов, последняя компания, в которой я работала, это компания...
Я: есть ли онлайн кампания, которой вы управляли, и можете гордиться результатами?
Д: что такое онлайн кампания?
занавес.
не знаю, зачем, из природной отзывчивости, не иначе, дослушала девочку, вычленила из рассказа истину - она ивент-менеджер (может, даже и неплохой), но бэкграунда в нужных нам сейчас областях у нее нет. объяснила ей это. попрощалась и встала, чтобы уйти.
- Wait! Why are you so strict to me?!.. I mean HR manager was so nice but you... Why don't you just explain me what are you looking for?
И слезки в больших голубых глазах.
Вот оно. Человеккоторомувседолжны. Должны быть найс. Должны объяснить так, чтобы ей было удобно. А если этого не происходит - возмущение, слезы, обида.
С какой стати?
Я была таким человеком и таким соискателем. Винящем в своей неопытности отказываюших работодателей, которые "просто не оценили", "завидуют", "ужасные люди".
Надо сказать, искренность такого рода подкупает. Для черити ивентов это может быть и неплохо. Но это не то, что нам нужно, и это не тот человек, которого я сейчас ищу.
У меня нет негатива к девочке. Она просто еще очень юна и инфантильна. Я испытываю только удивление, как она может не понимать простых вещей?
Трачу еше несколько минут на рассказ о том, как выглядит человек, которого мы ищем на позицию гроус хакера и как он будет себя вести на интервью.
Прощаюсь.
тип 2: я знаю, чего хочу, и могу это (на самом деле, нет)
читать дальшеэто было позднее, около 7ми вечера, интервью на прошлой неделе. молодой человек, британец арабского происхождения Ж., с окладистой черной бородой. пришел пробоваться на копирайтера/смм-щика, но сразу с порога заявил, что слишком хорош для этой позиции, и вообще-то метит выше (выше у нас я и потенциальный гроус хакер).
кадровик был в восторге от парня, тот произвел на него профессиональное впечатление (читаю: пустил пыль в глаза собственным сознанием своей офигенности).
начинаю со стандартных вопросов (раз парень метит высоко).
Я: расскажите о ваших наиболее успешных онлайн кампаниях.
Ж: я работал в Майкрософт.
Я: отлично. вы работали на менеджерской позиции? Какими кампаниями вы руководили, приведите, пожалуйста, примеры наиболее успешных.
Ж: я не руководил кампанией. но я участвовал в продвижении программы стажировок Майкрософт.
Я: и в чем заключалась ваша работа?
Ж: я делал дизайн, видео контент, размещал информацию. В том числе дизайн...
Я: какие были поставлены задачи?
Ж: размещать материал. Как я уже говорил, весь контент, включая дизайн, я делал самостоятельно.
Я: спасибо, у нас есть дизайнер. мы ищем копирайтера и гроус хакера. для копирайтера, как вы говорите, вы слишком квалифицированы и вы хотели бы претендовать на менеджерскую позицию. была ли проведена хотя бы одна онлайн маркетинговая кампания под вашим руководством?
Ж: нет.
очевидно, что парень - контент менеджер. из тех избалованных контент менеджеров, у которых есть неограниченный бюджет и никаких таргетов. они предоставляют статистику (в лучшем случае) о том, как выросла посещаемость на сайте/в группе/на странице, но не имеют ни малейшего представления, как их работа вписывается в стратегию компании и каким образом им стоит измерять результаты своей работы.
работник без результата.
я знаю таких. я сама была таким работником (к счастью, недолго). потенциально талантливый работник, которого отсутствие грамотной стратегии и четко поставленных задач со стороны начальства сделало ленивым и самонадеянным.
есть куча потенциально талантливых контент менеджеров, бесцельно постящих подборки красивенького контента на регулярной основе, которые считают себя диджитал маркетологами и СММщиками.
они сильно заблуждаются.
если вы или ваши знакомые относятся к этому типу рекламистов/пиарщиков/маркетологов, рекомендую сменить профессию или начать собственный апгрейд в сторону стратегического мышления, планирования и оценки результатов.
кадровиков можно обмануть. профессионала обмануть невозможно. даже молодого специалиста, как я, уже обмануть очень сложно. я знаю все эти увертки. я знаю ваш страх цифр и результатов. я знаю ваш главный страх: что работодатель обнаружит, насколько вы на самом деле бесполезны для его бизнеса.
ребята, серьезно, это уже перестает работать и скоро перестанет совсем, кормушку прикроют. что вы будете делать?
я была такой же. я была уверенной в своей квалификации, пускающей пыль в глаза почти профессионально. я была не готова взять на себя ответственность за реальные результаты.
и я изменилась.
потому что ключ в том, чтобы не бояться, а принять себя таким, какой ты есть - не приносящим результата. и сделать шаг вперед. начать работу над собой.