Raise up and stand with me!
начнем с того, что я не HR и не психолог. но по долгу службы, как лидер маленького, но гордого департамента маркетинга, мне приходится собеседовать людей, претендующих на позиции под моим началом: копирайтеров, дизайнеров, СММщиков, контент менеджеров, диджитал маркетологов и потенциальных гроус хакеров (это вообще фантастика, и я обязуюсь в тот же день записаться в спортзал, как только хоть одного увижу живьем).
так как я не HR, в мою задачу не входит оценивать, как долго задержится человек в компании, подходит ли он нам по своим ожиданиям и пр. мне важно только 2 вещи: соответствует ли он предъявляемым мной требованиям и может ли он работать со мной в команде.
на данный момент у нас открыты 2 вакансии: англоязычного копирайтера с СММ бэкграундом и гроус хакера или ну очень опытного диджитал маркетолога с багажом успешных кейсов. до сей поры никто нам не подошел, потому что все кандидаты пока делятся на 2 типа:
тип 1: я не знаю, чего хочу, но знаю, что все могу (на самом деле, нет)
тип 2: я знаю, чего хочу, и могу это (на самом деле, нет)
есть куча потенциально талантливых контент менеджеров, бесцельно постящих подборки красивенького контента на регулярной основе, которые считают себя диджитал маркетологами и СММщиками.
они сильно заблуждаются.
если вы или ваши знакомые относятся к этому типу рекламистов/пиарщиков/маркетологов, рекомендую сменить профессию или начать собственный апгрейд в сторону стратегического мышления, планирования и оценки результатов.
кадровиков можно обмануть. профессионала обмануть невозможно. даже молодого специалиста, как я, уже обмануть очень сложно. я знаю все эти увертки. я знаю ваш страх цифр и результатов. я знаю ваш главный страх: что работодатель обнаружит, насколько вы на самом деле бесполезны для его бизнеса.
ребята, серьезно, это уже перестает работать и скоро перестанет совсем, кормушку прикроют. что вы будете делать?
я была такой же. я была уверенной в своей квалификации, пускающей пыль в глаза почти профессионально. я была не готова взять на себя ответственность за реальные результаты.
и я изменилась.
потому что ключ в том, чтобы не бояться, а принять себя таким, какой ты есть - не приносящим результата. и сделать шаг вперед. начать работу над собой.
Во-первых, вопрос личный, а не была ли ты настолько strict именно потому, что узнала в девушке свои негативные стороны в прошлом? Собеседование - это стресс. Ты к нему готовишься заранее и находишься в более выгодном положении. Ты знаешь, какие ответы хочешь получить на свои вопросы, а соискатель может даже не сразу их поймет. Это не игра "что?где?когда?" на время, но соискатель пытается собраться с мыслями, чувствует, что время идет, нервничает и в результате что-то мямлит. Это не значит, что он ничего не умеет или глупый, может конкретно на твои вопросы у него нет ответов, но также возможно и то, что у него есть необходимый потенциал и с подобным он справится, как только войдет в работу. Если же опыт -обязательное условие, можно доброжелательно сказать, что им для данной должности опыта не хватает, вот можем предложить на контент-менеджера пойти.
И тут встает вопрос коммуникации с соискателями и коллегами - это не то, чтобы обязанность, но мне казалось, что в деловой сфере так принято: ты пытаешься донести информацию до собеседника в наиболее понятной ему форме, потому что это ваша совместная работа,в твоих же интересах. Налаженная коммуникация, как и хорошие отношения повышают мотивацию в коллективе.
Ведь если к вам придет гроус-хакер, но понимать вы друг друга будете с трудом, ты же будешь тратить свои силы на то, чтобы наладить коммуникацию. Разве соискатели, пусть и неудачные, не заслуживают немного этих сил?
во-вторых, судя по твоим вопросам, ты четко знаешь, чего ты хочешь от соискателей, и судя по всему, такие важные вещи будут отражены в резюме. Так зачем к тебе отправляют людей, которые уже по резюме тебе не подходят? Ты же теряешь свое время, потому что твои критерии предельно ясны и их можно передать HR.
Ну и еще одно, мне давно непонятно, каким образом люди становятся профессионалами как те, кого вы ищете, если без опыта работы на такие места не берут. Ведь даже в пределах компании до этого дорасти довольно сложно, руководство лучше пригласит кого-то со стороны. Вполне возможно, что к вам приходят талантливые ребята, из которых можно вырастить себе специалистов, или такая практика в Китае не проводится? В простых словах, как с ничирен-буддизмом, объясни, как происходит рост? Они ходят на семинары и читают книги и умные блоги?
Про кадровую службу просто пара слов: кадровика не то, чтобы сложно обмануть, у него стоит задача подобрать тебе резюме людей, которые подходят под озвученные ему критерии. Разобраться в квалификации - дело уже непосредственного начальника. Мне кажется, описанные ребята ищут себе место для роста, как и все, а чтобы начать работу над собой, лучше челленджа неизвестностью по-моему не найти. И не то, чтобы они хотели кого-то обмануть, просто их ожидания от начальника и твои ожидания от соискателей очевидно расходятся.
Успехов тебе на поприще собеседований и конечно же, скорейшего появления гроус-хакера=)
А не была ли ты настолько strict именно потому, что узнала в девушке свои негативные стороны в прошлом?
Да я такая "strict" со всеми кандидатами )) Видишь, стрикт - это было определение конкретной девушки Д. (хотя, в конце она все равно поблагодарила меня за объяснения).
А для дизайнера, который сейчас у меня в команде, для бывшей моей ассистентки, для нашего СММщика, для боссов моих, я не стрикт, а logical and professional. И они в свое время тоже произвели на меня отличное первое впечатление.
Это абсолютно нормальный стиль общения - конкретные вопросы/задания, на которые следуют конкретные ответы/выполнение. Зачем мне в команде человек, которого невозможность ответить на вопрос будет заставлять мямлить и очевидно нервничать, а четко поставленная задача - считать, что с ним строги?
Когда-то я уже писала об этом. Мой бывший учитель йоги говорил: "Есть разница между добрым человеком и добреньким. Добрый укажет тебе на твои ошибки и покажет дорогу. Добренький испугается обидеть тебя и сделает все за тебя". Придерживаясь этого принципа, после интервью я объяснила девочке, какой квалификацией нужно обладать, чтобы развиваться в направлении, которое ей интересно, что почитать и т.д. И это уже было сверх. Это не моя ответственность, это ее. Я уверена, что один из ключевых моментов на пути к индивидуальному счастью - понимание, что тебе никто ничего не должен.
И тут встает вопрос коммуникации с соискателями и коллегами я верю, что соискатели, с которыми сложно наладить коммуникацию уже во время собеседования, не должны становиться коллегами. Я придерживаюсь принципа - надо выбирать человека, с которым с самого начала будет комфортно работать, это ключ к эффективности, в том числе личной. Я, кстати, могу закрыть глаза на недостаток опыта, если человек владеет крутой теоретической базой, горит идеями, честно признается в том, чего не знает, и делится своими планами на развитие бренда и себя в бренде. Вот такой у нас СММщик по китайской части, и я им просто восхищаюсь.
во-вторых, судя по твоим вопросам, ты четко знаешь, чего ты хочешь от соискателей, и судя по всему, такие важные вещи будут отражены в резюме. да, да и еще раз да! Все, нужное мне, обязано быть в резюме, и оно есть у кандидатов, которые в итоге приходят на собеседование. Вот если бы все резюме проходили тест на детектор лжи перед тем, как к нам поступать... Написать-то что угодно можно. Кроме того, в маркетинге столько размытых понятий. Вот есть у человека пара групп в фэйсбуке, и он уже уверенно пишет Digital Marketing Expert.
Девочка Д. на полном серьезе сказала, что она могла бы попробоваться на позицию Digital Marketing Expert.
Ну и еще одно, мне давно непонятно, каким образом люди становятся профессионалами как те, кого вы ищете, если без опыта работы на такие места не берут. Гроус хакер, диджитал маркетолог, копирайтер и СММщик - это прекрасные профессии для фрилансеров, где ты можешь сам себе сделать портфолио.
Гроус хакер - это человек, который по сути специализируется на развитии стартапов с нуля. И мне все равно, чей стартап он развивал. Если он сначала начитался умных книжек, побывал на паре конференций, а потом развил с нуля свой собственный стартап, он имеет гораздо больше шансов получить хороший оффер, чем номинальный маркетолог с 10летним стажем растраты рекламного бюджета компании.
СММщик или копирайтер может прийти к нам с пакетом своим собственных продвигаемых проектов в соцсетях, а еще мы рассматриваем просто хорошо пишущих людей (инглиш нэтив спикеров) с небольшим опытом работы в СММ, потому что тут мы согласны и можем дать время на селф-девелопмент.
Главное, чтобы у человека было, что нам показать. Опыт можно получить самостоятельно, если не прикрываться щитом "меня никто не берет без опыта, поэтому я сижу на попе ровно и ничего не делаю".
В простых словах, как с ничирен-буддизмом, объясни, как происходит рост?
На моем личном опыте, есть 2 пути.
Путь А. Учиться плавать путем выбрасывания из лодки на середине реки (при этом в лодку ты забрался, наврав, что плавать умеешь):
1) у тебя есть теоретическая база
2) на собеседовании ты нагло и уверенно приписываешь себе практический опыт и проходишь на позицию
3) перед тобой ставятся задачи, от которых ты охреневаешь, и ты получаешь опыт в поле.
На выходе из этой должности у тебя новый навык, подкрепленный опытом.
Путь Б. Учиться плавать на мелководье, постепенно отходя на глубину.
1) у тебя есть работа, где ты не приносишь результата, но пока кормушка еще не прикрыта. то есть ты перестал себе врать, а твои работодатели - еще нет.
2) ты мониторишь тенденции в своей сфере. выбираешь навык или несколько навыков, которые, на твой взгляд, более эффективны, и начинаешь учить теорию.
3) применяешь теорию на практике, трансформируясь как специалист, не сходя с рабочего места, но углубляясь в развитии.
На выходе из этой должности у тебя новый навык, подкрепленный опытом.
И не то, чтобы они хотели кого-то обмануть, просто их ожидания от начальника и твои ожидания от соискателей очевидно расходятся.
По моему убеждению, они в первую очередь обманывают себя. А обмануть - то есть показаться на собеседовании лучше, чем мы есть - это все хотят )) это норма. Очень редкие птицы так не делают ))
Другая сторона луны, если интересует именно развитие в диджитал маркетинге, СММ, то я сейчас всем советую то же, что и себе: менять мышление с точки зрения гроус хакинга. По ГХ есть куча материалов переведенных на хабре, англоязычные конференции на ютубе, кейсы на slideshare. Прямо очень рекомендую углубиться в понятие. Ютуб и хабр и блоги специалистов - они же бесплатны. И если работа уже есть в смежной сфере, то знания можно тут же на практике начать применять.
Зачем мне в команде человек, которого невозможность ответить на вопрос будет заставлять мямлить и очевидно нервничать, а четко поставленная задача - считать, что с ним строги?
Я потому и обратила внимание на то, что это стресс. Адаптировавшись соискатель может оказаться очень смышленым и, возможно, его реакция на подобные ситуации изменится - мы все растем на работе. Есть люди с разным устройством нервной системы, но это не значит, что в вашем бизнесе могут работать только люди со стальными нервами. Это не к конкретному соискателю, а вообще в целом в подобным ситуациям при приеме на работу.
Окружающий мир ничего тебе не должен, согласна. Но иногда без помощи этого мира тебе просто не разобраться. Тебя вот учитель йоги на мудрые мысли натолкнул, а ты - девочку, и мне не кажется, что это - сверх. Люди, которые так делают, поддерживают работу механизма познания в общей массе людей - это правильно.
В твоем описании освоение этих профессий выглядит слишком простым)) По своему опыту скажу, что если учиться на мелководье, долгое время идешь на ощупь и не знаешь, за что хвататься.
По моему убеждению, они в первую очередь обманывают себя.
Составить о себе лучшее впечатление или обмануть - по-моему, вещи разные^^". Хотя умение проходить собеседования - тоже, в некоторой степени, маркетинг. Все еще придерживаюсь мнения, что есть разные точки зрения. Они считают, что они клевые (может и не всерьез), ты считаешь, что для тебя они бесполезны.
Удачи вам с набором, еще раз
но это не значит, что в вашем бизнесе могут работать только люди со стальными нервами. отметка "я позволяю себе пустить слезу на собеседовании" и отметка "стальные нервы" слишком далеко друг от друга стоят. Между ними еще куча градаций. Например, "я не принимаю профессиональные вопросы близко к сердцу". Это не только для нашего бизнеса, это для любой компании верно. Не детский сад же.
Мы вообще милашки, на самом деле, но чем меньше компания, тем больше вредит непрофессионализм каждого отдельного сотрудника. У нас сейчас ивент-менеджер на испытательном сроке так чудит, что все ее уже тихо ненавидят и считают дни "до приказа". Опен спейс, все как на ладони.
Но вообще я задумалась после нашей дискуссии и, думаю, в следующий раз дам больше времени кандидату собраться с мыслями. Или заранее предупрежу кадровика, чтобы подготовил.
Ты же попросила свести к простым шагам. Вот так оно и происходило и продолжает происходить у меня. Глаза боятся, руки делают... Я вообще пришла к выводу, что ничего не знаю или знаю очень мало по профессии по сравнению с тем, где я хочу быть. Просто есть какой-то набор личных характеристик, который помогает выплывать.